Работаем с 11:00 до 20:00 Пн - Сб
с 11:00 до 17:00 Вс
0 товаров
0 руб.
Перейти в корзину

Как собрать велосипедное колесо

Самой важной частью велосипеда являются колеса. Велосипедные колеса во многом определяют, как хорошо поедет велосипед, сколько он будет весить и как долго он будет выполнять свои функции без проблем.

Если вы не доверяете свой велосипед никому, и хотите даже колеса собирать самостоятельно - эта статья для вас. Здесь подробно и поэтапно расписано, как заспицевать велосипедное колесо. Отнеситесь внимательно к выбору спиц, воспользуйтесь специальным калькулятором. Для затягивания нипелей пользуйтесь спицевым ключом

А. Набор

1. Смажьте маслом резьбу спиц и обод в местах соприкосновения с ниппелями. Это позволит более точно и бережно отрегулировать натяжение спиц в колесе  и избежать прикипания.

2. Обратите внимание на фланцы втулки - отверстия для спиц могут иметь зенковку под изгиб спицы, в таком случае спицы необходимо располагать так, чтобы шляпка была с незенкованной стороны.

3. Вставьте девять спиц в один фланец по принципу 1 через 1, то есть через одно пустое отверстие. Спицы пропускать снаружи внутрь - так, чтобы головка была на внешней стороне фланца. Если это заднее колесо, начинайте с правой части втулки - там, где находятся звезды. 

4. В ободе, среди смещенных вправо отверстий для спиц выберите ближайшее справа от отверстия для нипеля.

5. Вставьте в это отверстие первую (ключевую) спицу и заверните ниппель на пару оборотов.

6. Проденьте остальные спицы по принципу 1 спица через 3 свободных отверстия. 

7. Проверьте то, что сделали. Должны быть соблюдены условия:

  • Правая сторона втулки обращена к работающему;
  • Самая близкая к отверстию для нипеля спица находится справа от него;
  • Все спицы соединяют правую сторону обода с правым фланцем втулки;
  • Между спицами имеется по три свободных отверстия.

8. Переверните колесо. Теперь оно обращено к вам левой стороной (крепление для тормозного диска или отсутствие креплений)

9. Найдите ключевую спицу. Она расположена слева от вентильного отверстия. Десятая спица должна приходить в обод слева от нее. При этом десятая спица не должна пересекать первую спицу, а идти вдоль нее.

10. По аналогии с правой стороной продеваете все оставшиеся 8 спиц.

11. Половина работы по сборке сделана! Для заднего колеса велосипеда эти спицы называются приводными. Их головки расположены с внешних сторон фланцев втулки. В ободе два свободных отверстия чередуются с двумя занятыми. Спицы не перекрещиваются. Ниппеля затянуты на несколько оборотов.

12. Переходим к натяжным спицам, головки которых должны находиться с внутренней стороны фланца. Продеваем спицу в отверстие фланца изнутри наружу и закручиваем втулку по часовой стрелке, держа колесо к себе правой стороной (или против часовой стрелки, если левой). Первая натяжная спица пересекает три уже набранных приводных, расположенных с этой же стороны фланца. Каждая натяжная спица должна проходить поверх первых двух пересекаемых ею спиц и под третьей пересекаемой.

13. Фиксируются натяжные спицы в отверстие через одно от третьей пересекаемой спицы или через девять от первой пересекаемой. Следите, чтобы спицы приходили в те отверстия в ободе, которые смещены к той стороне, которую вы сейчас спицуете. 

14. Остальные спицы проденьте аналогично. Убедитесь, что нет путаницы, спицы с левой и правой стороны втулки чередуются в ободе, и каждая спица пересекает три другие по принципу "над-над-под".

В. Предварительное натяжение

15. Прежде чем натягивать спицы, нужно завернуть все ниппеля на одинаковую глубину. Например, при длинных спицах так, чтобы их концы выходили вровень со шлицами ниппелей, либо просто на одинаковое число резьбовых витков. Равномерное заворачивание ниппелей очень важно, так как заметно облегчает весь дальнейший процесс. После завершения предварительного натяжения спицы должны все еще быть ослабленными. 

16. В случае с задним колесом необходим этап установления так называемого зонта. Правые спицы должны иметь большее натяжение, чем левые, чтобы обод находился посередине втулки, равноудален от задних перьев. Для большинства втулок достаточно в качестве первого приближения завернуть все правые ниппеля еще на 3,5 оборота.

17. Приступаем к равномерному натяжению спиц. Начиная от вентильного отверстия, заворачиваем каждый ниппель на один оборот. Если в спицах остается большая слабина, добавляем по одному обороту. При этом, пройдя три четверти обода, может оказаться, что становится трудно проворачивать ниппеля. Значит следует отвернуть все повернутые второй раз ниппеля на один оборот. После этого снова начинаем от вентильного отверстия и ввоpачиваем все ниппеля на полоборота.

18. Устанавливаем колесо на станок и смотрим, какая неровность обода больше — вертикальная (эллипс) или горизонтальная (восьмерка). Всегда нужно править большую из них.

С. Правка восьмерки

19. Предположим, что начинаем с "восьмерки", и часть обода смещена вправо на участке четырех спиц. Две из них идут к правому фланцу и две к левому. Заверните левые ниппеля на четверть оборота, а правые на столько же отпустите, этот участок обода сместится влево. Однако натяжение спиц не меняется, поскольку было ослаблено столько же спиц, сколько и подтянуто, на одинаковую величину. Если участок обода более короткий, например, из трех спиц — одной левой и двух правых, можно натянуть левую спицу на пол-оборота, а каждую из правых отпустить на четверть оборота. Таков принцип балансировки колес, благодаря которому можно устранить горизонтальные биения, не ухудшая вертикального.

20. Сделанного может оказаться недостаточно для полного выправления этой неровности, но не следует стараться сразу достичь окончательного результата. После этого находим наибольшее отклонение обода влево и подтягиваем его. Таким образом, переходя с одной стороны на другую, мы сохраняем предварительно заданный зонт. Не пытайтесь на этом этапе выправить восьмерку больше, чем на 3 мм. Это делается на финальном этапе балансировки.

D. Правка элипса

21. Найдите участок обода, наиболее удаленный от втулки. Натягивая в этом месте спицы, мы приближаем этот участок обода к втулке. Принцип баланса, описанный выше, действует и здесь. Предположим, что найденный участок имеет три ниппеля — два левых и один правый. Если подтянуть две левых спицы на пол-оборота каждую, а правую на один оборот, то выступ обода втянется без нарушения равномерности натяга. Таким образом можно выправлять эллипс, не ухудшая заметно восьмерку.

22. Аналогичным способом устраните все остальные подобные участки. С каждым разом колесо будет становиться ближе к кругу, спицы натягиваться туже.

23. До какой степени следует подтягивать спицы? Чем жестче - тем лучше, не доводя до того, чтобы начинали съедаться грани ниппелей. Натяжение спиц дает колесу прочность.

Во время езды в каждый данный момент различные силы, прилагаемые к одним спицам, складываются, прилагаемые к другим - вычитаются. Спицы должны иметь достаточный натяг, чтобы в том случае ослабления спица никогда не теряла бы основного натяжения. Последовательные циклы натяжения и провисания приводят к излому.

24. Если колесо уже круглое, а натяг спиц недостаточен, подтяните все ниппеля на одинаковую величину (например, на полоборота) и снова проверьте колесо на концентричность.

25. Выправка эллипса требует большей подтяжки, чем восьмерка, и в этом случае можно за один раз подтягивать спицы на пол-оборота и даже на целый оборот. Для предварительной правки восьмерки — четверть и пол-оборота, для точной правки - 1/8 и 1/4 оборота.

Е. Зонтик

26. Зонтик заднего колеса должен располагаться в плоскости, проходящей через середину расстояния между наконечниками задней втулки. Иначе велосипед будет стремиться повернуть в сторону.

27. Проще всего проверить правильность зонта по расстоянию от обода до тормозных колодок или перьев заднего треугольника рамы. Это расстояние измеряют при нормальном положении колеса и при таком положении, когда правый конец оси вставляется в левый наконечник (т.е. колесо перевернуто). В обоих случаях расстояние должно быть одинаковым.

28. Для настройки зонтика нужно при полностью натянутых спицах на одну и ту же величину отпустить ниппеля одной стороны и подтянуть ниппеля другой стороны (обычно 1/4 оборота). Если спицы натянуты не очень туго, можно только подтянуть ниппеля той стороны, куда вы хотите пододвинуть обод. При этом одновременно увеличится и жесткость всего колеса.

F. Окончательная настройка

29. Окончательная настройка заключается в последовательном повторении всех трех процессов, выправки эллипса, восьмерки и зонта. Подстройка одного может влиять на остальные, поэтому в каждый данный момент нужно работать над тем, что более всего отличается от нормы.

G. Окончательное натяжение

30. Теперь у вас должно получиться колесо, ничем не отличающееся от серийного заводского: все три параметра в пределах нормы, спицы достаточно натянуты. Многие механики посчитали бы работу законченной. Однако при езде такое колесо довольно быстро выйдет из нормы. Дело в том, что головки спиц еще не полностью вошли в отверстия фланцев, а ниппеля в отверстия обода. При езде они начинают "усаживаться" плотнее и нарушают баланс колеса.

31. Есть несколько способов усадки спиц. Например: взять колесо в обе руки, сильно надавить на спицы в местах их пересечения, повернуть колесо и проделать то же со следующими четырьмя спицами, и так по всей окружности колеса. При этом будут слышны скрипы и потрескивания - звук усаживающихся на свои места спиц. После этой процедуры колесо может незначительно выйти из нормы. Снова подстройте его и повторите выжимание спиц. Продолжайте весь процесс до тех пор, пока он не перестанет влиять на обод и не прекратится звук.

32. Есть и вторая причина, из-за которой ровно собранное колесо быстро выходит из нормы. Это скручивание спиц. При тугом натягивании поворот ниппеля может вначале скручивать, т.е. поворачивать спицу вместо того, чтобы тянуть ее вверх по резьбе. Например, вы хотите натянуть спицу на четверть оборота. При этом не так уж редко происходит следующее: сначала на одной восьмой оборота вместе с ниппелем вращается и сама спица, потом резьба подается и тянет спицу на оставшиеся 1/8 оборота. Через некоторое время скрученная спица отдает назад и раскручивает при этом затяжку в ниппеле. Самый простой способ избавится от этого состоит в том, чтобы затягивать ниппель на 3/8 оборота, а затем ослаблять на 1/8, так что получается чистая подтяжка на 1/4 оборота без скручивании. При некотором опыте вы будете чувствовать, когда спица начинает скручиваться. Начинающий может перед натяжкой нанести на все спицы метки фломастером, которые при скручивании будут поворачиваться.

33. После того как колесо полностью отбалансировано, убедитесь в том, что концы спиц не выступают над ободом. Если спицы незначительно торчат из головок нипелей - ничего страшного, это не влияет на прочность конструкции. Но в случае с одностенными ободами торчащие участки спиц надо спилить.

34. Удалите оставшуюся после сборки смазку, она может портить трубки или камеры!

35. При настройке колеса ни в коем случае не торопитесь. Если Вы устали, отложите работу и возвращайтесь к ней только на свежую голову.

Возврат к списку