Работаем с 11:00 до 20:00 Пн - Сб
с 11:00 до 17:00 Вс

Избавляемся от шума в тормозах

Первое, и самое главное, что нужно сделать, когда вы остановились, недовольные работой своих тормозов - это их остудить.
Поскольку принцип работы дисковых тормозов - это конверсия энергии и скорости колеса – в тепло. Поэтому при длительном и активном торможении выделяется достаточно тепла, чтобы нагреть и ротор, и колодки, и даже иногда тормозную жидкость, что, впрочем, бывает крайне редко. 

Поэтому не стоит хвататься голыми руками за ротор сразу же, стоит подождать, пока он остынет. 

Основная причина неприятного визга тормозов - это разнообразные загрязнения на поверхности обода и колодок. Поэтому стоит почистить и обезжирить поверхность ротора не содержащими жира средствами, в идеале это обезжириватель или спирт. Бензин, керосин и подобные вещества не рекомендуется использовать.

Разные типы тормозов. Гидравлика и механика.
Для лучшего понимания принципов работы, разберемся в устройстве тормозных систем. На данный момент существуют гидравлические и механические системы. Есть и гидромеханические варианты, но их мы рассматривать не будем из-за их малой распространенности.

Гидравлика: При нажатии на ручку мы толкаем расположенный в ней шток, который, в свою очередь, сжимает тормозную жидкость (минеральное масло или DOT). Усилие сжатия равномерно передается на всю площадь тормозных поршней, которые приходят в движение и прижимают колодки к тормозному диску равномерно и с двух сторон.
Механика: Нажатая ручка тянет тормозной трос, идущий внутри тормозной рубашки к самому тормозному механизму. Тем самым, натяжение троса  приводит в действие поворотный механизм, который подводит одну из колодок к ротору. Поскольку ротор достаточно гибкий, он легко изгибается в сторону второй колодки под воздействием первой, после чего начинается торможение. В данном случае мы можем наблюдать неравномерную работу колодок, а также их разный износ. Например, тормоз Promax. Но бывают и механические тормоза, где подводятся сразу две колодки. 

Иногда причина может скрываться в совсем неожиданном месте и не иметь к самим тормозам никакого отношения.
Поэтому посмотрите, ровно ли у вас стоят колеса, хорошо ли затянуты и не люфтят ли втулки. 

От положения колеса напрямую зависит положение тормозного диска относительно калипера. Если с колесами все в порядке, но стоят они по-прежнему неровно, снимите их и проверьте состояние дропаутов. Проверьте, что там нет грязи, отколовшихся кусков, толстых потеков краски, которые могут мешать.  Убедитесь, что ось колеса также не имеет дефектов. С высокой вероятностью, на этом этапе вам уже удастся устранить проблему. 

Проверьте, как закреплен на втулке ротор.
Для затягивания вам понадобится ключ «звездочка» Torx T-25, либо шестигранник. Рекомендуется время от времени проверять затяжку болтов ротора во избежания неприятных сюрпризов.

Качество и состав тормозных колодок.
Износ дисковых колодок не так нагляден, как износ ободных, которые всегда на виду. Имейте всегда при себе запасную пару и следите за износом - они имеют свойство заканчиваться внезапно, возвещая об этом ужасными звуками, которые издает их металлическое основание, когда сам материал колодки уже стерся. 
Износ и шумность работы колодок ощутимо зависят от их материала.

Существуют органические (Resin), металлические (metallic / semi-metalic) и керамические (semi-ceramic) тормозные колодки.
Органика – самые мягкие и чуткие колодки из всех. Они самые тихие, имеют очень хорошую модуляцию, но, как следствие, имеют высокий износ и очень легко впитывают влагу и масло. Поэтому владельцам органики стоит тщательно следить за их чистотой и степенью износа.
Металлические и полуметаллические составы рассчитаны на более агрессивное использование, меньше зависят от грязи и легко переносят нагревание, начиная работать только лучше. Изнашиваются гораздо дольше, но сильно шумят и могут при длительном простое даже ржаветь. 
Керамика – самые жесткие, долгоживущие и рассчитанные на высокий нагрев. Способствуют высокому износу ротора. 

Регулировка зазора колодок.
Если колодки разведены очень широко– снимите колесо и несколько раз нажмите на ручку тормоза, внимательно следя за тем, чтобы колодки не сошлись слишком сильно. Такой способ чреват тем, что можно выдавить поршни. Возможно, колодки просто слишком изношены и их нужно заменить. При необходимости можно долить тормозную жидкость в расширительный бачок.
Если колодки сведены очень плотно и задевают за ротор при ненажатом тормозе, возможно, вы просто перестарались в предыдущем пункте.

В таком случае возьмите ЧИСТУЮ плоскую широкую отвертку или специальный инструмент для разведения колодок и АККУРАТНО поместите её между колодками, после чего раздвиньте их пошире. Постарайтесь не повредить рабочий слой колодок. В идеальном варианте, при ровном роторе и равномерно изношенных колодках расстояние между колодками, должно быть на 0.5 мм больше, чем толщина ротора.
Есть простой способ правильно настроить колодки: поместите с каждой стороны от ротора по пластиковой каре, неспешно прокрутите колесо, несколько раз нажмите на ручку тормоза. Выньте карточки и проверьте работу тормоза без них.

   

В процессе настройки тормоза самая частая травма - попадание пальцев во вращающийся ротор. Никогда не лезьте пальцами к ротору, пока крутится колесо, если не хотите остаться без слоя кожи на пальцах. 
Что же делать, если с колодками все нормально, но ротор деформирован? При небольшом искривлении можно выровнять диск вручную.
Суть правки ротора состоит в приведении его к состоянию, при котором он расположен строго посередине прорези калипера, на протяжении полного оборота колеса. Если в каком-то месте ротор задевает за колодку – необходимо осторожно подогнуть его в противоположную сторону. Для подобных операций есть специальные инструменты от Park-Tool и Super-B, но вполне достаточно небольшого разводного ключа либо просто чистых рук. Ротор легко гнется, поэтому не переборщите с усилиями. 

Неверное положение калипера. Идентифицировать эту проблему вы можете на этапе регулировки зазоров или когда будете проверять износ колодок, которые при криво установленном калипере будут стачиваться неравномерно.

Для того чтобы исправить ситуацию, не меняя колодки – сперва сточите колодки равномерно при помощи наждачной бумаги либо напильника, если колодки жесткие, после чего установите их обратно. 

Ослабьте болты крепления калипера до такой степени, чтобы он мог свободно шевелиться. Нажмите насколько раз на ручку - калипер должен немного шевелиться в этот момент. Если все так, сильно зажав ручку тормоза, затяните болты крепления калипера.
При затягивании следите, чтобы он не смещался. Иногда, при отсутствии опыта, эту процедуру необходимо повторить несколько раз. 

Пожалуй, это все основные моменты в регулировке дисковых тормозов велосипеда.

В попытках идеально настроить тормоза не забывайте о том, что рано или поздно наступит момент, когда необходимо что-то заменить - это может быть неисправный калипер, закисший тросик, треснувшие поршни и многое другое. Приобрести новый тормоз и проконсультироваться по ремонту старого всегда можно в нашем магазине. 

Возврат к списку